XIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

Kudsi Erguner Trio (Турция)
Артист мира UNESCO Кудси Эргунер (флейта ней)
Акан Гунгор (канун)
Эркан Канат (ударные)

В программе:

МАКАМ ФЕРАХФЕЗА

Пешрев/Прелюдия
Принц Дмитрий Кантемир (1673 - 1723)

Ферахфеза Саз Семаиси

Шериф Мухиддин Тарган (1892 - 1967)

***
МАКАМ МАХУР

Пешрев/ Прелюдия

Хан Газы II Герай (1554 - 1607)

Саз Семаиси

Хан Газы II Герай

***
МАКАМ УЗЗАЛ

Сирто
Сулейман Эргюнер Деде (1900 - 1951)

Хиказ Юрюк Семай
Автор неизвестен, из церемоний братства Кружащихся Дервишей (Мевлеви)

***
МАКАМ ХЮСЕЙНИ

Прелюдия Хюсейни
Татос Эфенди

Чечен Кизи
Танбури Чемил Бей

***
МАКАМ ФЕРАХФЕЗА

Аюн
Из Церемоний братства Крутящихся Дервишей
На стихи Джалал ад-Дина Руми (1207 - 1273)
Хаммамизаде Исмаил Деде Эфенди (1778 - 1846)

Постлюдия
Зеки Мехмет Ага (1776 - 1846)

МАКАМ ПЕНГАХ

Семай
Принц Дмитрий Кантемир (1673 - 1723)

Макам (*) = ладовый звукоряд распространенный в турецкой традиционной музыке

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

В течение семи веков османская музыка развивалась на территории огромной постоянно расширяющейся страны. В 17 веке Османская империя простиралась от Алжира до Каспийского моря, от Крыма до Йемена и даже до Венских ворот.

Разные народы, разные культуры и разные музыкальные традиции оказывали влияние друг на друга. Это в особенности ощутимо в Стамбуле, столице империи, сосредоточении и «котле» культур. Таким образом, Османское искусство – это не что иное, как смешение арабо-персидского, турецкого, армянского и византийского искусств.
 
Османская музыка тесно связана с другими искусствами, в частности – поэзией.

В силу того, что персидский язык был языком литературы, а арабский – науки, поэты Османской империи писали сразу на двух языках. Они также оттачивали свой османский, которые был смешением всех языков империи.

Оттоманская музыка основывалась на неравномерном строе макамной традиции. В процессе эволюции османской музыки количество интервалов возросло от семнадцати до сорока одного. Ритмическая формула произведений также менялась.

Османская музыка развивалась в разных жанрах, в том числе придворной музыки «фасил» и суфийской музыки, музыки мечетей. Трио Кудси Эргунера исполняет музыку в этих жанрах.

НЕЙ
Название традиционной флейты ней переводится как «тростник». Это самый высокопочитаемый традиционный музыкальный инструмент османцев. Изображение тростниковой флейты находят в египетских гробницах 3000 века до н.э.

В поэзии Руми, особенно в его основополагающем труде Маснави, особое место уделено флейте-ней.
Как тростник вырывают из розового куста, так и человек вырван из рая и спущен на землю.

Человек обещал создателю быть благодарным, как описывается в 172 стихе 7 Суры:

Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я - не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого».

Человек живет в тайной тоске по этому забытому обещанию и всё, что приближает его к смыслу, делает его счастливее. У флейты-ней есть эта сила сострадания к человеку.
 
Ней трансформирует дыхание исполнителя в мелодичную и гармоничную речь.

Братствам мевлеви предписывалось иметь по крайней мере одного исполнителя на флейте ней для церемонии Сама.

Канун
Изобретение кануна приписывают Аль-Фараби (870-950).В арабском языке канун означает закон. Это излюбленный инструмент женщин Османского двора.

Чтобы повышать или понижать звучание каждой струны, музыканты поднимают или опускают несколько металлических пластин, установленных по краям каждой третьей струны.


Даф
Даф представляет собой деревянный обод с натянутой на него кожей, к которому прикреплено пять пар медных колец. В арабской традиции этот инструмент называется тар. На этом инструменте играют фасил, аккомпанируя певцам.
Фасил – музыкальный стиль османских аристократических церемоний, который наряду с религиозной суфийской музыкой исполняется Трио Кудси Эргунера.

Бендир
Большой каркасный барабан-бубен с цепью металлических звеньев внутри каркаса.


     
Показать