Гастроли Московского областного государственного академического театра балета «РУССКИЙ БАЛЕТ»

Художественный руководитель - народный артист СССР Вячеслав Гордеев

Сказка Шарля Перро неоднократно привлекала внимание различных композиторов. Так, Дж. Россини создал на этот сюжет оперу, а композитор Ф. Сора написал балет, который был представлен в Большом театре в 1825 году. Конечно, сегодня  наиболее известна музыка великого русского композитора Сергея Прокофьева на эту тему. «Золушка» — одно из самых популярных из семи написанных им балетных партитур.

Произведением создавалось  в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»

Вячеслав Гордеев по-своему  услышал музыку включившую множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.

В 2001 году  Вячеслав Гордеев  осуществил в  театре «Русский балет» оригинальную авторскую версию  «Золушки». Спектакль обрел в лице  Гордеева не только балетмейстера-постановщика, но и либреттиста. По мнению крупнейшего исследователя хореографического искусства академика Российской академии художеств В.В. Ванслова, гордеевская «Золушка» – многоцветное хореографическое полотно, адекватное масштабу музыкальной основы постановки. Особенно выразительным и  впервые таким концептуально значимым стал в балете персонифицированный образ Времени. Да и вообще спектакль получился настолько ярким и интересным, что вскоре был перенесен на сцену Башкирского театра оперы и балета и с большим успехом показан на гастролях в странах Западной Европы  как в исполнении башкирских танцовщиков, так и артистов театра «Русский балет».

На премьере  образ скромной и лиричной Золушки создала  прима-балерина театра «Русский балет» Анжелика Тагирова. Главные партии исполнили премьер Мариинского театра Евгений Иванченко (Принц), Майя Думченко (Фея). Образ Времени стал выдающейся сценической работой  ведущего солиста театра «Русский балет» Юрия Бурлаки. В дальнейшем партию Принца исполнил солист Большого театра Андрей Евдокимов, а  образ Феи  украсил  репертуар  Светланы Устюжаниновой.  Титульной ролью  примерили себя на танцевальное и актерское мастерство и новые поколения артистов, в том числе  Елена Осокина¸ Татьяна Болотова,  Дарья Дарина, Анна Щербкова.

Спектакль продолжает жить в репертуаре театра, расширяя круг зрителей, с интересом всматривающихся в приключения  Золушки и Принца, а также злой Мачехи, ее капризных и своенравных дочек, которые в спектакле, кстати, исполняют мужчины.

Очень трогательным стал апофеоз балета, где в прекрасном «Amoroso» Прокофьева оживают самые знаменитые  любящие пары мировой литературы, такие как Ромео и Джульетта, Ферхад и Ширин, Лейли и Меджнун…

 

Продолжительность - 2 часа (с одним антрактом)



     
Показать