Н. Римский-Корсаков. Шехеразада

Балет в 1 действии

Либретто – Л.Бакста, М. Фокина по мотивам арабских сказок «1001 ночь»

Хореография – М. Фокина

Редакция – В. Гордеев

Постановка - Г.Таранда, В. Гордеев

Художник В. Костин

С начала XIX века в русском балетном театре  стало проявляться тяготение к восточному стилю, так называемому ориентализму.  Истинным новатором в хореографии стал всемирно известный балетмейстер начала XX века Михаил Фокин  – руководитель балетной труппы «Русских сезонов» в Париже.  Он создал новый пластический язык, в который вплетались характерные черты восточного танца. Одной из лучших его постановок в стиле ориентализма, ставшей жемчужиной мировой хореографии, стал одноактный балет «Шехеразада».

В основе балета «Шехеразада»  лежит   сюжет одной из арабских сказок «Тысяча и одной ночи».  Балет был поставлен Михаилом Фокиным на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова. Декорации и костюмы были выполнены художником Львом Бакстом. Премьера, состоявшаяся 4 июня 1910 года в парижском театре «Гранд-Опера», стала пиком второго Русского сезона  Сергея Дягилева. Париж рукоплескал новому балету и исполнителям главных партий, легендарным танцовщикам -  Иде Рубинштейн и Вацлаву Нижинскому.

Новая редакция «Шехеразады», воплощенная Вячеславом Гордеевым, неразрывно связана с эстетической концепцией  «Мира искусства» и творением Михаила Фокина. В чувственных пластических откровениях созданных мизансцен, маэстро Гордеев бережно сохраняет «букву и дух» хореографии Фокина, словно принимает эстафету и  по-своему творчески развивает идеи великого предшественника.

Краткое содержание

В шахском гареме Зобеда окружает мужа нежностью и танцами. Но Шахрияр мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха ему не верны. Полон отчаяния, Шахрияр  отправляется на охоту. Тем временем обитательницы гарема подкупают главного евнуха, и тот впускает в гарем рабов-мавров. Внезапно вернувшись, Шахрияр застает жен, развлекающихся  со своими любовниками. По приказу разгневанного Шахрияра  янычары  убивают жен шаха и рабов. Повержен и любимый раб Зобейды. Видя безжалостность оскорбленного мужа, Зобейда сама направляет кинжал в свое сердце.

ПОСЛЕДНЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ

Балет в 1-м действии Музыка – А. Пьяццолла

Либретто, хореография и постановка – В. Гордеев Видеооформление – П. Суворов

Астор Пьяццолла (1921–1992)

Аргентинский композитор, во многом способствующий возрождению танго, исполнитель на бандонеоне, автор более 800 танго, музыки для театра, кино, балета и других сочинений.

Уроженец Аргентины, он вырос в латиноамериканском квар­тале Нью-Йорка. С детства учился играть на бандонеоне, брал уроки фортепиано у Бела Вилда, ученика Рахманинова. В 1946 году А. Пьяццолла основал свой танго-оркестр и в течение нескольких лет не только руководил им, но и писал для него симфоническую и камерную музыку, за что был удостоен нескольких наград.

В начале 60-х годов им был организован квартет «Новое танго», который в течение четверти века успешно концертировал по всему миру, заслужив репутацию одного из лучших исполнителей совре­менного танго. В 1967 году в сотрудничестве с поэтом Орасно Феррером он создал оперетту «Мария из Буэнос-Айреса». Написан­ная для небольшого инструментального ансамбля, двух голосов и рассказчика, она стала новым словом в развитии танго. Новатор­ская музыка А. Пьяццоллы вызывала сопротивление у тех музыкан­тов Аргентины, которые придерживались канонов. Поиски новых форм в фольклорной музыке помогли Пьяццолле создать свой ин­дивидуальный стиль.

Первая постановка балета состоялась в Большом театре 24 марта 1996 г.

«Когда страны Латинской Америки были еще не так близки нам, как сейчас, мне уже довелось бывать в Аргентине на гастролях. Там я впервые услышал Пьяццоллу, который выступал с концер­том в порту. С тех пор его музыка завладела моими мыслями, можно даже сказать, что я «заболел» ею. Желание выразить ее в хореографических образах воплотилось в жизнь при постановке мною номера для артистов театра «Русский балет» к знаменитому международному конкурсу в Варне. Без ложной скромности ска­жу, что дуэт «Последнее танго» имел оглушительный успех, а импресарио разных стран наперебой просили развить тему. Так и случилось - этот дуэт лег в основу одноактного балета «Последнее танго». Премьера спектакля состоялась в Большом театре в программе задуманного мною Вечера современного балета. Это событие, проторившее путь на главную сцену страны молодым, малоизвестным широкой публике балетмейстерам, получило большой резонанс в прессе и пробудило интерес зрителей к хореографическим поискам авторов-современников.»

Вячеслав Гордеев


     
Показать