Московский драматический театр "Сфера"

События пьесы происходят в 60-ые годы прошлого века. В спектакле звучит музыка Х.В. Глюка, популярные мелодии и песни этих лет.        «Затейник» - это история любовного треугольника Галины, Сергея и Валентина. По сюжету в доме отдыха на побережье Черного моря встречаются два одноклассника, которые в молодости претендовали на руку и сердце девушки Галины. Один из них - ее теперешний неверный муж Валентин, а другой - ее первая любовь - Сергей, который работает массовиком-затейником в доме отдыха. Безобидный дружеский разговор Сергея и Валентина постепенно переходит в словесную дуэль, в результате которой выясняются неожиданные и очень неприятные обстоятельства, повлиявшие на жизни прежних друзей. Эта случайная встреча стала настоящим испытанием на честность и перевернула всю жизнь героев...        Автор и театр приводят зрителя к пониманию того, что только подлинно духовные ценности, душевные связи могут подарить человеку настоящее счастье. Стержневой конфликт пьесы - конфликт подлинных и мнимых ценностей, тема нравственного выбора – всё это было и во времена развитого социализма и существует во времена коммерческих отношений. Воспитать в зрителе тягу к истинным ценностям, к душевности и духовности – задача этого спектакля. https://www.spheratheatre.ru/performances/zateynik/ - страница спектакля «Затейник» на сайте театра с отзывами зрителей        Спектакль «Затейник» вошел в шорт-лист премии «Звезды театрала»         Павел Руднев – эксперт «Золотой маски», один из крупнейших исследователей театрального процесса в России, о спектакле "Затейник" Виктора Розова, режиссер Александр Коршунов, театр "Сфера".         Павел Руднев. "Затейник" Виктора Розова, режиссер Александр Коршунов, театр "Сфера" 09 Января 2020         Удивительное театральное приобретение в конце 2019 года - спектакль Александра Коршунова в театре "Сфера" по редко ставящейся пьесе Виктора Розова "Затейник". По этой пьесе в последние годы была замечательная работа в Лесосибирске у Александра Ряписова, быстро сошедший спектакль в РАМТе и эскиз в ЦДР, который не развился в спектакль. А тут Коршунов поставил "Затейника" так лихо, словно это вообще осевая заветная пьеса Розова - спрятанная под каноническими текстами, а теперь вновь реанимированная как потаенное высказывание. "Затейник" сыгран про смену исторических эпох: о том, как молодежь 1960-х фактом своего существования стирает с лица земли устаревшее сталинское поколение. Как на место суровости, принципиальности, дисциплинарности волевых мускулистых людей приходит пестрая, яркая, бесстрашная юность. Субтильный, тонкошеий молодой парнишка Эдуард говорит легко и просто: "А зачем жить в страхе? Только мучиться". И люди 1950-х, загнавшие себя в кокон вечного страха, слушают эти элементарные, наивные слова как пророчество, которое уже им недоступно. И хочется пойти вслед за пророком новой веры и новой этики, но груз лет, обид, уныло прожитой жизни не дает импульса. Вина давит и не отпускает.          В спектакле "Сферы" внешне нет ничего особенного, ничего опрокидывающего. Тонкая психологическая вязь в сугубо бытовом рисунке. Но это такое мощное попадание в наше время, где пытаются реабилитировать сталинизм. Здесь видно, как сталинизм - это, прежде всего, ликвидация юности, спонтанности, прав молодости, забвение их. Парализующий страх, страх как инъекция подавления воли. Затейник Сергей Сорокин в исполнении Александра Пацевича именно так и играет: опустившегося, дрожащего от страха человека, с подавленными желаниями, чуть что группирующегося в позу эмбриона. Глаз не фокусируется, обметан страхом как паутиной, зооморфные прихваты пресмыкающегося существа, все еще атавистически помнящего о своей некогда человеческой жизни.        Последние двадцать минут до финала артисты начинают играть неистово и страшно, отыгрывая тему невозможности реабилитироваться, отмыться от вины, от страха, результатом которого стали разбитые судьбы четырех людей.        И какими необыкновенно важными кажутся слова разочарованного в себе и своем выборе старого силовика Селищева (Александр Алексеев) - просит не оправдывать его действия фразой, обычной и сегодня: "Время такое было". Селищев: "Время? А почему же другие-то чистыми оставались?.. Почему одни поганились, а другие нет?"

Продолжительность: 2 часа 40 минут


     
Показать